«Доступность – это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
Владимир Путин
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»: http://zhit-vmeste.ru/
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда» Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
-развитие инклюзивного образования;
-создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
-создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
-формирование доступной среды.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбаръерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника.
Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбаръерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид – человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
-инвалиды,
-люди с временным нарушением здоровья,
-беременные женщины,
-люди старших возрастов,
-люди с детскими колясками
Нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
Информация о порядке обеспечения доступа инвалидов и других маломобильных граждан в МОУ СОШ № 78
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах:
В школе имеется специально оборудованный кабинет с расширенными дверными проёмами и пандусом для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Объекты для проведения практических занятий не приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информация о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Библиотечно-информационный центр школы приспособлен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, имеются расширенные дверные проёмы
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Спортивная площадка, стадион и спортивные залы школы приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья,
Имеется оборудование для коррекционной гимнастики
Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В школе имеются :
- сенсорная комната (комната психологической разгрузки);
- кабинет психолога (стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей, игровой материал, развивающие игры, документация, развивающие игрушки, зеркала для развития эмоциональной сферы);
- кабинет логопеда (большое зеркало, зонды для массажа, дидактические игры и пособия, методическая литература, наборы картинок и картин, иллюстративный материал, панно звуков и букв, наборы букв, пеналы, схемы на каждого ребенка, доска с магнитами, логопедический альбом, наборное полотно и др);
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:
В здании предусмотрены специальные устройства с ограждающими конструкциями со всех сторон, разноуровневые перила, пандусы, подъёмное устройство, обеспечивающие передвижение обучающихся внутри здания.
Информация о специальных условиях питания:
Столовая приспособлена для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, имеются расширенные дверные проёмы.
Дети-инвалиды и учащиеся с ОВЗ обеспечены бесплатным горячим питанием: в начальной школе два раза, в средней и старшей школе один раз в день.
Информация о специальных условиях охраны здоровья:
Школа оборудована телефонной связью, пожарной сигнализацией с автоматической системой оповещения, располагает необходимыми первичными средствами пожаротушения.
В соответствии с требованиями санитарных норм и правил медицинский блок представлен кабинетами для приёма детей и процедурно-прививочными кабинетами в каждом корпусе.
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
На сайте школы есть версия для слабовидящих лиц. Все учащиеся школы и их законные представители имеют доступ в систему СГО, а также к сети Интернет через систему контентной фильтрации. Лицам с ОВЗ и детям-инвалидам предоставлен доступ к информационным образовательным системам и сетям в полном объёме.
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Имеются электронные методические материалы, учебники и курсы на электронных носителях, видео-коллекции, аудиокниги, видеозаписи опытно-экспериментального и литературно- художественного направлений.
Имеется ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, доступ к которым обеспечивается обучающимся.
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
При подготовке и проведении коррекционных логопедических и дефектологических занятий (индивидуальных и групповых) используются : бросовый материал, карточки (твёрдость-мягкость), мнемосхемы для развития лексики, серия сюжетных картинок для составления рассказов, серия картинок (антонимы, классификация и обобщение), тематический материал для работы в малой группе, тематические словари в картинках, демонстрационный материал для обучения написанию сочинений, дидактические игры на фонетику, индивидуальные комплекты карточек для развития лексики, инструмент для развития дыхательной речевой струи, шнурки, шнуровки, пазлы, конструктор, звуковой раздаточный материал, комплект тетрадей для индивидуальной работы, индивидуальный набор для массажа языка.
Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:
Школа не предоставляет мест в общежитии, интернате.
Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Школа не предоставляет мест в общежитии, интернате.